Все познается в сравнении. Преимущества и недостатки трансмиссий
Сегодня происходит обновление и стремительное развитие рынка спец. техники. Любой машинист Вам скажет, что хочет работать на бульдозере с джойстиковым управлением. Давайте посмотрим глазами собственника на мечты машиниста.
Промышленные тракторы 10-го тягового класса могут быть оборудованы тремя типами трансмиссии:
1. МЕХАНИЧЕСКАЯ трансмиссия
Классическая трансмиссия, применяется на тракторах с тягой до 20 тонн. Трансмиссия передает тягу от двигателя через фрикцион сцепления, коробку передач и главную передачу к бортовым фрикционам и цилиндрическим бортовым редукторам.
Исторически первый тип трансмиссии, лучше всего подходит для тяжелых условий эксплуатации из-за неприхотливости и хорошей ремонтопригодности. Применяется для любых видов работ.
Достоинства:
- низкая цена
- высокая ремонтопригодность в полевых условиях
- высокая надежность
- высокий КПД
- не требует высокой квалификации персонала для ремонта
Недостатки:
- Необходимость ручного переключения передач
- Разрыв тяги при переключении передач
2. ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ трансмиссия
Наиболее распространенная трансмиссия. Механическое сцепление заменено на гидротрансформатор, который плавно передает крутящий момент на планетарную коробку передач. Бортовые редукторы более сложные - планетарные.
Благодаря этому отпала необходимость вручную переключать передачи. При этом увеличились потери мощности, снизился КПД. Более сложные бортовые редукторы снижают риск поломок и повышают сложность и стоимость ремонта. Бульдозеры с гидромеханической трансмиссией применяются преимущественно для тяжелых работ.
Достоинства:
- Снижены ударные нагрузки на двигатель и коробку передач
- Удобство управления – не требуется переключать передачи
Недостатки:
- высокая сложность ремонта
- высокие требования к обслуживающему персоналу
- чувствительность к качеству масла
- На 10-15% выше производительность по сравнению с механической трансмиссией
3. ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ трансмиссия
Обеспечивает наилучшую маневренность и непрерывность тяги.Наиболее простое устройство из всех трансмиссий: гидронасосы, гидромоторы и планетарные бортовые редукторы. Есть возможность запитать от гидросистемы дополнительное навесное гидравлическое оборудование.
ГСТ при всем достоинстве очень требовательна к качеству смазочных материалов и условиям эксплуатации. В полевых условиях отремонтировать её крайне сложно, а запчасти отличаются высокой ценой.
Достоинства:
- высокая маневренность
- непрерывность тяги
- удобство управления
Недостатки:
- высокая стоимость
- сложная электроника управления
- высокая чувствительность к качеству масла
- высокие требования к сервисному персоналу и оборудованию
- неремонтопригодна в полевых условиях
- труднодоступность запчастей
Стоимость трансмиссии:
Механическая трансмиссия 480 000 рублей
Гидростатическая трансмиссия 1 100 000 рублей
Гидромеханиеская трансмиссия 1 800 000 рублей
Гидростатическая трансмиссия почти в 4 раз дороже механической при этом создает сложности при эксплуатации в холодных или удаленных районах.
Несмотря на простоту, механическая трансмиссия более экономична, так как:
- из-за отсутствия электроники надежна и ремонтопригодна в полевых условиях силами работающего персонала;
- легко найти запасные части;
- позволяет существенно снизить расходы на закуп запасных частей и обслуживание.
Только Вы, зная условия и людей своего предприятия сможете оценить экономические риски и выгоды от использования бульдозера с той или иной трансмиссией. Делайте реалистичный выбор.